А́лла (Альби́на) Ойдо́повна Цы́бикова (11 февраля 1951 — 25 мая 1998) — бурятская художница, Заслуженный художник Российской Федерации (1999), Заслуженный художник Бурятии (1985). Сочетала в своём творчестве приёмы европейской живописной техники с национальными бурятскими, буддийскими мотивами, а также с театрально-декорационными элементами. Работала в станковой живописи, области монументального и декоративно-прикладного искусства. Альбина Цыбикова родилась в 1951 году в селе Агинское (Агинский Бурят-Монгольский национальный округ Читинской области). Предпочитала, чтобы её называли Аллой, так как не любила своё «паспортное имя» В 1966 году закончила 8 классов школы №35 в Улан-Удэ, в 1970 году закончила Иркутское училище искусств (училась у Г. Е. Новиковой), в 1976 году — Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова, отделение театрально-декорационной живописи (мастерская театральной живописи М. М. Курилко). С 1976 года жила в Улан-Удэ, работала в художественно-производственных мастерских при Союзе художников Бурятии. Лауреат премии Ленинского комсомола Бурятии (1978), с 1979 года — член Союза художников России. Лауреат Премии Совета министров СССР в области строительства и архитектуры (1985). Заслуженный художник Бурятии (1985). Первая персональная выставка художницы состоялась в 1989 году в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва. В 1994, 1996 годах выставки Аллы Цыбиковой проходили в США. Первая выставка художницы в Улан-Удэ состоялась в 1996 году. Также участвовала в многочисленных республиканских, всесоюзных и всероссийских выставках. В 1999 году Алле Цыбиковой было присвоено звание Заслуженного художника Российской Федерации. Произведения находятся в Художественном музее им. Ц. С. Сампилова (Улан-Удэ), в Музее истории Бурятии (Улан-Удэ), в Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачёва, в Государственном музее народов Востока, в Читинском художественном музее, в частных коллекциях в России и за рубежом[2]. В 1975 году Алла Цыбикова становится участницей выставки в Праге (Пражская квадриеннале сценографии — учебный раздел), представив театральные эскизы к спектаклю по пьесе А. В. Сухово-Кобылина «Смерть Тарелкина». В 1975 году создает эскизы театральных декораций к спектаклю Нос (опера). Дипломной работой художницы были эскизы театральных декораций и костюмов к пьесе Шекспира «Сон в летнюю ночь», они экспонировались на выставке «Молодость страны» (Москва, 1976). Вернувшись после окончания института в 1976 году в Улан-Удэ, иногда выполняла заказы на эскизы декораций и костюмов в театрах, за короткое время создала серию психологических портретов. Среди этих работ — «Портрет артиста балета Алексея Павленко» (1979), «Портрет с пером сороки» (1981), «Большой натюрморт» (1984), «Автопортрет с моделью у зимнего окна» (1984). В конце 1970-х после поездки на строительство Байкало-Амурской магистрали, Аллой Цыбиковой была выполнена серия работ к выставке «Мы строим БАМ» (1979), среди этих работ - «Гоуджекит. 2 апреля» (1978). В 1982 году художница создаёт стенную роспись - фреску «На земле Гэсэра» в фойе Бурятского академического театра драмы. В 1983—1984 годах Алла Цыбикова работала над росписью стен «Панорама сказки» в здании комнаты матери и ребёнка аэропорта Улан-Удэ, в 1989—1990 годах — над росписью стен и занавесом в театре кукол «Ульгэр». В 1982—1983 годах художница работает над триптихом «У истока», одним из наиболее композиционно сложных живописных произведений, каждый фрагмент которого несёт в себе глубокий смысл. В разные годы Алла Цыбикова создаёт пейзажи, отражающие реальные забайкальские ландшафты - «Осенние поля» (1989), «Осенний вечер» (1992), портреты — «Большой натюрморт» (1984), «Малыш» (1986) — портрет сына Саши, «Мальчик с рыбкой» (1990), «Зорик с кубиком» (1989). Сама художница считала одной из самых сильных работ портрет сына своей подруги «Мальчик на медвежьей шкуре» (1992)[1][3].
В работах Аллы Цыбиковой, в том числе в портретах, большое смысловое значение имеют ландшафтный фон, интерьер, а также помещаемые в пространство картины предметы (статуэтки, старинные иконописные свитки и т. д), часто появляются букеты цветов, большое внимание уделяется стаффажу в пейзажах.
Пространство картин (особенно в ранних работах) может «рассекаться» по вертикали подобно театральным декорациям, а также разделяться по временным отрезкам — несколько эпизодов с одним и тем же персонажем на одной картине (например, картина «Поздний гость» (1982)).
Стиль настенной росписи «На земле Гэсэра» в фойе Бурятского академического театра драмы связан с монументальными стенными росписями буддийских монастырей. Эта роспись включает множество фигур людей (театральных персонажей, героев народного бурятского эпоса «Гэсэр», красавицу Селенгу), животных, панораму современной жизни Бурятии.
В картинах Аллы Цыбиковой могут одновременно присутствовать символы европейской и восточной культур — в триптихе «У истока» это девушка с лилией, Харон-перевозчик, женщина в позе Марии Магдалины и буддийские три обезьяны, руками закрывающие уши, глаза и рот. Буддийские мотивы в виде предметов — масок, статуэток, сосудов, свитков, раковин присутствуют во многих работах, например в — портретах «Большой натюрморт» (1984), «Пускание мыльных пузырей» (1989). В портрете «Багульник» (1991), а также в росписи «На земле Гэсэра» присутствует фигура участника буддийского религиозного представления Цам в маске Чойджала (Эрлик-хана). Апсара поддерживает оконную занавеску в портрете «Мать и дитя» (1989), на портрете «С чанзой» (1993) изображён национальный монгольский и бурятский музыкальный инструмент.