Марлен Шпиндлер

Марлен Павлович Шпиндлер (15 марта 1931[1], Каракол, Киргизская АССР[1] — 18 мая 2003, Красково, Московская область) — советский и российский художник-нонконформист второй половины XX века, работавший в манере, близкой к абстрактному экспрессионизму. Живописец, график

Художник большую часть жизни жил и творил в Москве и ближнем Подмосковье, в пос. Красково, расположенном на реке Пехорке, в 11 км от МКАД.

Бескомпромиссное стремление к свободе и справедливости, в несвободном поздне-советском обществе обернулось для художник тяжким бременем: в общей сложности почти 15 лет он провёл в лагерях и ссылках.

С 1941 жил в Москве. В 1947–1951 учился в Художественной школе при Мосфильме, а позже занимался в разных изостудиях, в том числе в студии Э. Белютина.

В 1954–1972 работал художником-оформителем на Комбинате декоративно-прикладного искусства в Москве, где занимался разработкой фирменных знаков, плакатных серий и др. Выставляться начал с 1958, участвовал в знаменитых выставках 1960–1970-х:

1962 — выставка произведений художников студии Белютина на Б. Коммунистической ул. («Таганка») с участием Э. Неизвестного, Ю. Соболева-Нолева, Ю. Соостера, В. Янкилевского (Москва);

1974 — выставка на Большой Грузинской в Москве;

1975 — выставка произведений московских художников в павильоне «Дом культуры» (ВДНХ, Москва) и других.

По натуре Шпиндлер был довольно замкнутым человеком и редко участвовал в громких акциях.

У него была своя философия творчества — начиная от использования грубой мешковины в качестве основы для живописи и собственноручного изготовления красок и заканчивая обязательным присутствием в картине символов креста и круга. Главной и, вероятно, наиболее ценной манерой в творчестве Шпиндлера 1960–1980-х являются абстракции, часто с религиозными символами. Одной из излюбленных тем художника был цирк.

Напишите нам